Новости

Археологические исследования комплекса мавзолеев XIV века у с. Лапас Астраханской области

В полевом сезоне 2023 г. Институтом археологии им. А.Х. Халикова АН РТ состоялась археологическая экспедиция по изучению мавзолейного комплекса у с. Лапас Харбалинского района Астраханской области, начатое в 2018 г. Исследования проводятся в рамках Государственной программы Республики Татарстан «Сохранение национальной идентичности татарского народа». Научным руководителем проекта является академик АН РТ, д.и.н. А.Г. Ситдиков.

В работе экспедиции приняли участие сотрудники Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ, студенты и сотрудники Института международных отношений, Института физики, Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета, а также студенты и сотрудники Института регионального развития Пензенской области и учащиеся средней школы №10 г. Пензы.

Комплекс мавзолеев известен достаточно давно, о нем сохранились упоминания в путевых заметках путешественников и дипломатов начиная с XVIII в, где мавзолеи фигурируют как «царские захоронения». Предполагается, что они принадлежат ханам Золотой Орды и их приближенным.

В полевом сезоне 2023 года было продолжено изучение самого крупного мавзолея, который датируется первой половиной XIV века, временем правления Узбек-хана. Именно в период его ханства в Золотой Орде ислам был провозглашен государственной религией.

В ходе раскопок были обнаружены многочисленные фрагменты архитектурного декора в разных техниках. Важной находкой, подтверждающей, что раскапываемый объект является купольной постройкой, стало обнаружение фрагмента конструктивного элемента – тромпа. Во внутренней части мавзолея выявлен фрагмент кирпичного пола, который был обмазан тонким слоем алебастрового раствора. Также выявлено основание, где стояла одна из колонн, поддерживавшая свод здания. На территории двора к западу от мавзолея, были зафиксированы человеческие погребения по мусульманскому обряду захоронения. Полученные результаты позволяют говорить о неординарности изучаемого объекта.