Козлов И.В. Население степного междуречья Дуная и Днестра конца VIII — начала XI веков: балкано-дунайская культура

 Козлов И.В. Население степного междуречья Дуная и Днестра конца VIII — начала XI веков: балкано-дунайская культура

Рукопись диссертации В. И. Козлова «Население степного междуречья Дуная и Днестра конца VIII — начала XI вв. н. э. (балкано-дунайская культура)» была подготовлена автором в период его работы в ИИМК РАН и хранится в архиве (Рукописный отдел Научного архива Института истории материальной культуры Российской Академии наук. Ф. 35. Оп. 2-д. Д. 510).

Книга обобщает сведения о балкано-дунайской археологической культуре в степном междуречье Дуная и Днестра, носители которой прямо связаны с историей раннесредневекового Болгарского государства. Особенность двух массивов поселений, группирующихся на Нижнем Днестре и вблизи дельты Дуная, выражается в их смешанном характере, сочетающем черты праболгар, южных и восточных славян. Это отразилось в конструкции и устройстве жилищ, предметах быта и ассортименте глиняной посуды, развитие которых шло по пути интеграции, типичном для оседло-земледельческой экономики основных территорий Болгарии.

Автор предлагает модель этнокультурного развития балкано-дунайской культуры. В 1-й период (конец VIII — середина IX вв.) из районов на северо-востоке Болгарии и Добруджи осваивались нижнедунайские земли, а затем колонизация распространилась в Поднестровье. 2-й период (вторая половина IX — первая половина X вв.) отмечен расцветом балкано-дунайской культуры, когда сложилась разветвленная система поселений. Пришлое из придунайских областей население взаимодействовало в Поднестровье с восточными славянами, представителями культуры Лука-Райковецкая. В 3-й период (середина X — начало XI вв.) регион вовлечен в процессы унификации материальной культуры и формирование единой славяно-болгарской народности.Публикация свода археологических материалов и исторических построений автора предназначена для специалистов, но имеет большую познавательную ценность и для широкого круга читателей.