Археология евразийских степей. Выпуск 24.
С.Н. Савенко. Характеристика социального развития аланского общества Северного Кавказа по материалам катакомбных могильников X-XII вв.н.э. «Археология евразийских степей» Выпуск 24. Пятигорск, Казань: Изд-во «Казанская недвижимость», 2017 . – 384с.
Монография является существенно доработанной с учетом современного уровня науки редакцией диссертационного исследования, выполненного более 25 лет назад по важной, не теряющей своей актуальности теме и поэтому не устаревшего. Представляет авторское видение проблем социальной истории алан и Алании в первые века II тысячелетия н.э. в их преломлении через данные катакомбных могильников центральных районов Северного Кавказа от Кавминвод до бассейна р. Сунжи в Среднем Притеречье. Выводы книги строятся на историографическом анализе проблематики, на общем и конкретном теоретическом уровнях осмысления темы, результатах применения комплексной программы, системе обработки и методах интерпретации археологических показателей материального воплощения погребальной обрядности, Результаты работы позволяют более объективно и по-новому оценить степень изученности поставленных проблем, дают возможность уточнить ряд характеристик общественного строя средневековой Алании и определить направления дальнейшей разработки аспектов темы. Содержание строится не от теоретически предопределенного конечного результата, а на выяснении потенциальных возможностей использования исследуемых источников в деле изучения общественных явлений и процессов. Предложенная система классификации погребальных и инвентарных комплексов, методические приемы обработки и интерпретации данных выходят за рамки конкретных вопросов, представляют самостоятельный научный интерес и в определенной мере уже используются специалистами со ссылками на работы, выполненные автором на правах рукописи.
Издание адресовано ученым, изучающим историю народов северокавказского региона в эпоху средневековья, занимающимся реконструкцией социального развития обществ на основе археологических источников, а также преподавателям учебных заведений различных уровней, студентам исторических специальностей, музейным работникам.