Археологические исследования на Алтае Института археологии АН РТ
В мае текущего года Институтом археологии им. А.Х. Халикова АН РТ были проведены полевые разведочные работы в долине р. Каракол в Онгудайском районе Республики Алтай (руководитель отряда – А.У. Урбушев, младший научный Музея археологии РТ). Полевые исследования осуществлялись в рамках Государственной программой Республики Татарстан «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2020-2024 годы)», п. 1.17. Изучение формирования тюрко-татар Поволжья и Алтая в эпоху Средневековья: истоки происхождения степной цивилизации Евразии.
Район работ был выбран не случайно. На территории всей долины располагается природный парк «Уч-Энмек», включающий в себя множество археологических памятников от эпохи бронзы до средневековья, в том числе знаменитые Башадарские курганы пазырыкской культуры. Район имеет и большую концентрацию петроглифических памятников и местонахождений тюркских рунических надписей. Исследования проводились с целью фиксации неизвестных науке раннесредневековых памятников наскального искусства.
В ходе планомерных поисков на огромной территории долины обнаружены новые местонахождения наскальных изображений в урочищах Сетерлю (алт. Сетерлӱ), Торгун (алт. Тöргӱн), Дьаан-Кобы (алт. Jаан-Кобы). В общей сложности на всех перечисленных местонахождениях насчитывается более десяти плоскостей с гравированными изображениями. Каждая плоскость имеет от одной до шести фигуративных рисунков, на плоскости местонахождения Дьаан-Кобы зафиксировано около 35 таких рисунков.
На наскальных изображений зафиксированы сцены охоты и боя, а также передаются предметные реалии одежды, вооружения и элементов защиты тюркских племен, а также мировоззренческие аспекты их жизнедеятельности. Последние были изображены на одном из новых местонахождений в урочище Сетерлю. В сцене, вероятнее всего, проводят некий обряд поклонения богам/духам или прошения у них благополучия, удачи и т.п. Впечатляющим является и другая крупная многофигурная композиция из батальных и охотничьих сцен, расположенная в урочище Дьаан-Кобы. В ней явно прослеживаются изобразительные стили разных художников.
Полученные результаты, во-первых, дополняют корпус раннесредневековых изобразительных памятников Алтая, во-вторых, открывают для археологической науки новые возможности для расширения наших знаний о различных аспектах жизнедеятельности древнетюркских племен Центральной Азии в целом.